Православные старообрядцы | Форум отшельников. Форум о выживании

Православные старообрядцы

Тема в разделе "Философия отшельничества. Религия. Психология.", создана пользователем Игорь пещерный, 12 фев 2016.

Регистрация на форуме снова открыта.
Хотите к нам присоединится, жмите СЮДА

  1. Игорь пещерный
    Оффлайн

    Игорь пещерный Модератор

    Регистрация:
    21 мар 2015
    Сообщения:
    574
    Симпатии:
    227
    Баллы:
    43
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Отделка квартир
    Адрес:
    Красноярск
    Причины кажутся глупыми только в том случае, если глядеть на них издалека. Или во тьме. У французов есть пословица: "Ночью все кошки серы". А если во тьме неведения зажечь свет знания? Что стоит за неприятием двуперстия?

    Беру в руки богослужебную книгу Октоих - её читают в церкви на клиросе. Никонианскую. Читаю её по церковно-славянски... Порядок слов - греческий, а не славянский. Падежи стоят так, как того требует греческая грамматика, а не наша родная славянская. То и дело спотыкаешься о грецецизмы. Вывод: передо мной не перевод текста, а ПОДСТРОЧНИК ПЕРЕВОДА. Этот подстрочник был сделан во времена Никона и до сих пор не доведён до перевода!

    Почему так? А как же было в дониконовские времена с переводом богослужебных текстов?

    Прибыли к славянам Кирилл и Мефодий с миссионерской целью, вследствие которой древние русичи обрели Новый Завет и ряд богослужебных книг на славянском языке. Сразу же после этого началась доработка богослужебных книг. Во-первых, потому, что сам перевод Кирилла был несовершенен. Во-вторых, потому, что русская словесность развивалась. В-третьих, по той причине, что сам язык со временем изменялся. Шёл стихийный переводческий процесс, творения греческих песнописцев уяснялись и доводились до русского слуха. В результате к моменту появления на Руси книгопечатания в употреблении было множество вариантов богослужебных книг.

    Когда диакон Иван Фёдоров начал книгопечатание, встал вопрос, по какому образцу печатать богослужебную литературу? Поэтому в начале 17 столетия была проделана огромная работа по сравнению между собой всех существующих переводов – книжные справщики выявляли недостатки разных версий, исправляли ошибки, в некоторых случаях обращались к первоисточникам. Наконец, при патриархе Иосифе сложился один вариант, который сочли наиболее правильным. Именно его стали тиражировать. Но недовольство переводом не прекратилось – кто-то на что-то указывал, находя ошибки и в этих текстах. Книжные справщики продолжили свою работу по созданию идеального перевода. Наконец, при патриархе Никоне делается новый перевод богослужебной литературы с греческого текста. Делается вспешке, впопыхах, потому что царь Алексей Михайлович торопит: "Быстрей! Быстрей!" И на этом 700-летний процесс исправления книг формально прекращается. В 21 веке мы имеем по сути те же самые Служебник, Часослов, Октоих, Триоди, Минеи, что и при патриархе Никоне (кроме служб новопрославленным святым).

    Вывод: старообрядцы в 17 веке боролись за понятный текст богослужения, а не за отдельные обряды.
     
    #
    Магазин экстремальных товаров #
  2. товарищ Сухов
    Оффлайн

    товарищ Сухов Интересующийся

    Регистрация:
    25 мар 2015
    Сообщения:
    259
    Симпатии:
    78
    Баллы:
    28
    Пол:
    Мужской
    Здесь вам придется обосновать,Дядюшка Ау.Откуда такие цифры?
    Как я помню,были сожжены Пустозерские пленники (Аввакум,Епифаний и др.),"за великие на царский дом хулы"; также погибла или была казнена часть братии Соловецкого монастыря,еще кого-то казнили под Боровском,ну и еще отдельные эпизоды.Впоследствии разорялись старообрядческие скиты на Керженце ("Питиримово разорение") и на Выге,но не так кроваво.А вот больше всего погибло староверов именно от самосожжения (самоубийства),иногда до неск.тысяч за раз.Причем не столько от опасности насильственного перекрещивания (как это нам показали в фильме про М.Ломоносова),сколько от желания мученичества,ибо к этому призывал в своих обильных посланиях неистовый протопоп Аввакум.Так что красноречие Аввакума пожгло народу больше,чем царские стрельцы...
     
  3. дядюшка ау
    Оффлайн

    дядюшка ау Интересующийся

    Регистрация:
    15 июл 2015
    Сообщения:
    212
    Симпатии:
    128
    Баллы:
    43
    Пол:
    Мужской
    Точную цифру, конечно, нельзя назвать. Самосожженцы тоже входят. Приблизительно:
    \ В Нижегородском крае, где особенно чувствовался феодально-крепостнический гнет, отступников от официальной церкви было очень много — в 1718-1724 гг. их насчитывалось 122 тысячи.
    Питирим лично вел допросы раскольников с пристрастием, пытал их в архиерейской тюрьме, подвергал «градскому» наказанию с вырезыванием ноздрей. Таким образом, как хвалился Питирим, в православие было обращено свыше 68 тысяч человек. Спасаясь от гонений этого инквизитора, 12701 человек бежали, 1585 — не выдержали пыток и истязаний и умерли, 598 были сосланы и отправлены на каторгу.\
    \При Синоде была организована в 1723 г. особая розыскная раскольническая канцелярия, во главе которой стояли инквизиторы — тверской архиепископ Феофилакт Лопатинский и иеромонах Афанасий Кондоиди. По данным Синода, из 190 тысяч записавшихся в раскол с 1716 по 1737 г. обращено в православие, бежало, сослано на каторгу и умерло в результате гонений 111 тысяч.\
    \Одно из первых массовых самосожжений раскольников произошло в 1676 г. в Пошехоновской волости Белосельского уезда. Здесь сожглись «очарованные волшебством от раскольнических учителей» 1920 человек. В 1679 г. на реке Березовке в Тобольском крае по инициативе раскольнического чернеца Иванища и попа Домициана сожглось около 1700 раскольников. Жалуясь на притеснение духовных властей и приказных людей, крестьяне писали, что священники держат их без одежды на морозе и что если их не избавят от разорения, то они готовы «в огне сгореть»\
    \Однако, с 1740-х годов во главе самосожигателей встали представители филипповского согласия, что придало явлению новую силу. Их наставник, старец Филипп, с 70 последователями погиб в огне организованного им же самосожжения в 1743 году на реке Умбе близ выговских скитов,[5] личным примером вдохновив своих последователей на новые самоубийства. До конца XVIII века, по подсчетам Д. И. Сапожникова, в Тобольской губернии произошло 32 самосожжения, в Олонецкой – до 35, в Архангельской – 11, в Вологодской – до 10, в Новгородской – 8, в Ярославской – 4, в Нижегородской, Пензенской и Енисейской – по 1, а всего – 103 самосожжения\.
    http://www.ateism.ru/article.htm?no=1293
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Массовые_самоубийства_в_старообрядчестве
     
    Игорь пещерный нравится это.
  4. товарищ Сухов
    Оффлайн

    товарищ Сухов Интересующийся

    Регистрация:
    25 мар 2015
    Сообщения:
    259
    Симпатии:
    78
    Баллы:
    28
    Пол:
    Мужской
    Благодарю за ссылки,Дядюшка Ау.В русской истории много неприглядного.Вообще же любой раскол надо врачевать внутри церкви с братской любовью.Если церковь начинает апеллировать к государству или светская власть начинает вмешиваться во внутрицерковные дела,то последствия подчас выходят просто разрушительные.Недаром было увещевание апостола к христианам не судиться у "внешних",т.е. у светских властей.
     
  5. Игорь пещерный
    Оффлайн

    Игорь пещерный Модератор

    Регистрация:
    21 мар 2015
    Сообщения:
    574
    Симпатии:
    227
    Баллы:
    43
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Отделка квартир
    Адрес:
    Красноярск
    Внесу некоторые уточнения по старообрядцам.
    Открываю большую толстую книгу: Пулькин М.В. Самосожжения старообрядцев (середина XVII-XIX в.), М., изд. "Университет Дмитрия Пожарского", 2013.
    С самого начало старообрядцы - это чрезвычайно пёстрое, многообразное, разнохарактерное общественно-религиозное движение. Одни старообрядцы стремились к суициду через самосожжение, смерть от голода и др. Другие старообрядцы писали книги против самосожжения, всячески агитировали против суицида. Одни старообрядцы бежали в Сибирь, другие становились богатыми купцами, знаменитыми меценатами и даже депутатами первых созывов Государственной Думы. Сразу после того, как патр. Никон и прот. Аввакум были репрессированы царскими властями, наметилось несколько старообрядческих толков. (Стр.7-8)

    Чем были вызваны самосожжения?
    Царские власти начали сжигать живьём в деревянных срубах руководителей старообрядческих движений.
    Например, первому сибирскому самосожжению, Берёзовской гари 1679 г., предшествовало первое сожжение старообрядцев тобольскими властями, действовавшими в рамках общерусского репрессивного законодательства в феврале 1676 г. Добровольно идя в огонь, приверженцы "древнего благочестия" демонстрировали гонителям свою неустрашимость. Казни за убеждения шли по всей России. Наиболее известными страдальцами за веру стали прот. Аввакум и его сподвижники, сожжённые в срубах. (Стр.55-56)

    Стоит ещё заметить, что в ряде случаев самосожжения устраивались только после того, как царские войска начинали штурмовать монастыри, в которых запирались старообрядцы. Зная, каким пыткам будут они подвергнуты в случае добровольной сдачи в плен, старообрядцы предпочитали умереть, но не сдаться мучителям. И поджигали строение, в котором находились. (Стр. 57)

    Светские и духовные власти России стали думать, каким образом можно остановить начавшиеся самосожжения. Лидеры ряда старообрядческих толков тоже размышляли над этим вопросом. Официальные власти пришли к выводу: остановить самосожжения можно ещё более сильными репрессиями против "древлего благочестия". Старообрядческие противники суицида начали писать книги против самосожжений (Стр. 60-61).

    Созванный в ноябре 1681 г. церковный собор объявил о новых мерах против "раскольников". Его решения предписывали упразднять те пустыни, где обитают старообрядцы, пресекать распространение старообрядческих сочинений. Приблизительно в 1684/1685 гг. приняты "12 статей" царевны Софьи, согласно которым упорствующие старообрядцы после пыток подлежали сожжению в срубе. Раскаявшихся отправляли под строгий повседневный контроль в монастырь. Укрывателей предписывали наказывать батогами. После выхода "12 статей" до Пасхи на Москве было сожжено живьём около ста человек (в срубах). Самосожигатели получали новые аргументы: гонение, либо только предполагаемое, либо уже начатое, к тому же сопряжённое со всеми прочими бедами времени, казалось, так ярко сочеталось с ожидаемым приходом антихриста, что многие не захотели вообще жить на свете. (Стр. 98-99).

    В 1686 г. из Стрелецкого приказа в Новгородский приказ поступили специальные статьи, согласно которым всех тех, кто "в церковь к пению и отцем духовным на исповедь не ходят", предписывалось пытать. Упорных следовало казнить: "и которые и с пыток начнут в том стоять упорно ж, а покорения ж святой церкви не принесут, и таких за такую ересь, по троекратному у казни вопросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять". Смертная казнь ожидала и тех, кто перекрещивал детей и взрослых, но лишь в том случае, если старообрядцы "покоренье в том приносити не учнут, и станут в той своей прелести стоять упорно и вменять то в истину". Особенно суровые наказания ожидали организаторов самосожжений. После появления всех этих распоряжений и статей, самосожжения приняли особенно поражающий характер по своей интенсивности и чудовищной грандиозности. (Стр. 99-100)

    Движение самосожигателей перекинулись за границу, где старообрядцев никто не преследовал.
    1686, сентябрь. Шведская Финляндия, близ дер. Боранова Гора. Совершили самосожжение пятеро крестьян старообрядцев во главе с наставником Пеккой Ляпери. Ещё пятеро местных жителей, намеревавшихся совершить самосожжение, в последний момент выбросились из "згорелого дома". (Стр. 262).
     

Поделиться этой страницей

ПОЛЕЗНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ.


Хотите прочитать наши самые свежие и интересные статьи, добро пожаловать СЮДА


kontrol