Игорь Пещерный

Тема в разделе "Дневники отшельников", создана пользователем Игорь пещерный, 27 окт 2015.

  1. Игорь пещерный
    Оффлайн

    Игорь пещерный Модератор

    Регистрация:
    21 мар 2015
    Сообщения:
    574
    Симпатии:
    204
    Баллы:
    43
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Отделка квартир
    Адрес:
    Красноярск
    Ясным тёплым осенним днём 20 сентября 2009 в трёх часах пути от нашего миллионного града Красноярска я нашёл вот такую пещерку, не обозначенную в реестре пещер.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Итак, увидел я небольшой грот, из которого шёл в неизвестность узкий ход, почти под потолок забитый землёй. Находится этот грот на крутом борту лога высотой метров 200. Вверху - дорога, по которой квадроциклисты гоняют. Внизу - тоже дорога. А по крутому склону никто не ходит. А ещё внизу - речка, из которой можно брать воду.

    [​IMG]
     
    Алексей 75 нравится это.

    Магазин экстремальных товаров
  2. Игорь пещерный
    Оффлайн

    Игорь пещерный Модератор

    Регистрация:
    21 мар 2015
    Сообщения:
    574
    Симпатии:
    204
    Баллы:
    43
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Отделка квартир
    Адрес:
    Красноярск
    В 2011 году решил я во входном гроте избу устроить. Избу назвал Радость. По пути в пещерку, далеко за городом, будет помойка. На ней я подобрал оконные рамы со стёклами. Ещё принёс из города пеноплекс, бруски, монтажную пену. С вершины горы брёвнышек натаскал. Перфоратором на аккумуляторах забурился в скалу, на анкерных болтах закрепил каркас из брёвен. Собрал из брусков дверную коробку. Дверь: по краям бруски, посередине пеноплекс. Вставил окна. Кусочек крыши и стены зашил двойным пеноплексом. Перед избой из брёнышек смастерил трап, поскольку подъём крутой. Раньше я подымался к пещере хватаясь руками за кусты, а потом постепенно кусты повыдергались, подниматься стало неудобно. Пришлось трап городить. Обогреваю избу газовой плиткой, газовой горелкой и газовой паяльной лампой. Зимой 2011-2012 года в Радости я не ночевал.

    По следам на снегу меня вычислили, кто-то в гости ко мне заходил. Увидел это по свежим следам и по окурку перед избой.

    Мои фото 6 февраля 2012:

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Продолжил благоустройство избы.
    Мои фото 19 марта 2013:

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    А вот вид снаружи:

    [​IMG]

    И, наконец, завершённый вид:

    [​IMG]
     
    Алексей 75, коты, Sanek и 3 другим нравится это.
  3. Игорь пещерный
    Оффлайн

    Игорь пещерный Модератор

    Регистрация:
    21 мар 2015
    Сообщения:
    574
    Симпатии:
    204
    Баллы:
    43
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Отделка квартир
    Адрес:
    Красноярск
    В апреле 2011 года начал я раскапывать узкий ход, ведущий из грота в неизвестность. Ход наполовину был забит землёй. Сейчас он вот такой:

    [​IMG]

    Высота - 30-40 см, длина - 3 м.

    Выполз в грот, почти до потолка забитый чернозёмом. Почему в пещере земля, а не глина? Наверное, поработали пищухи-сеноставки. Они себе на зиму сено запасают. Иногда могут охотничью избушку почти под потолок сеном забить. Лишнее сено за долгие годы сгнивало. Пищухи приносили новое... Так образовался слой чернозёма.

    В 2011 году этот грот почти до потолка был забит землёй:

    [​IMG]

    Это фото сделано в марте 2013 года. Той зимой я уже неоднократно ночевал в этом гроте. На улице -30, в избе -5, в пещере: в октябре +10, на новый год +6, в апреле +4. Чуть позже я докопался до камня. Сейчас высота этого места полтора метра. Сделал там себе зимний стол.

    Фрагмент потолка:

    [​IMG]

    Нераскопанный грот почти до потолка забит землёй, фото 2013 года:

    [​IMG]

    Теперь высота этого места 160 см. Но раскопан он ещё не полностью.

    Взял в руки компас и рулетку, нарисовал карту:

    [​IMG]

    [​IMG]

    Изба выходит на юго-восток, вследствие чего хорошо прогревается и просушивается солнцем. В пещере - сквозняк, благодаря которому нет 100-процентной влажности (как в большинстве пещер).

    В дальнейшем, когда раскопаю второй грот, думаю построить там избушку. Стены - каркас из брёвнышек, сами стены - из мешков с глиной. Глины - немеряно. Крыша пещерной избушки будет из пеноплекса. Зимой в пещере от +7-и до +4-х. Если в пещерной избушке я зажгу газовую горелку, будет совсем тепло.

    Вопрос: нужна ли в основной избе (не пещерной) печка? Поскольку места под печку нет, взял я в руки перфоратор, включил его в розетку на электрогенераторе, и выдолбил нишу под буржуйку глубиной 60 см. Но зимой греть основную избу - это значит постоянно таскать с вершины горы дрова. А дым будет привлекать внимание лыжников. Так что готовлю еду на газу.
     
    Алексей 75, коты и Алексей 1981 нравится это.
  4. Игорь пещерный
    Оффлайн

    Игорь пещерный Модератор

    Регистрация:
    21 мар 2015
    Сообщения:
    574
    Симпатии:
    204
    Баллы:
    43
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Отделка квартир
    Адрес:
    Красноярск
    Иногда ко мне в гости заходят люди. Чтобы знать, кто приходил, оставил тетрадь, куда записываются добрые посетители моей избы. Чаще всего (раза два в год) - приходят соседи по избам. Сосед по левой избе - весёлый компанейский мужик Женя - свою избу построил в юности - в конце 70-х. Его изба в сделана гроте, на нарах его избы могут разместиться человек семь. В его избе печка-буржуйка, стол, скамьи. Сосед по правой избе - Петя - построил себе двухэтажный дом из пеноблоков. В избу ходит со своими друзьями лыжниками. И с Женей, и с Петей, поддерживаю добрососедские отношения. Знаком с ними давно, до основания своей избы.

    Чтобы редкие нехорошие люди не украли у меня мои вещи и продукты, перед уходом утаскиваю их по узкому ходу в пещеру. То, что утаскивал в пещеру, ещё никто не украл. А то, что не утаскивал... Несколько раз приходили ко мне нехорошие люди. Однажды украли пару свечей. В другой раз - старую туповатую ножовку (я думал, что она никому не нужна). В третий раз - маленькую бутылочку подсолнечного масла.

    Какой-то неизвестный посетитель оставил мне кулёчек конфет.
     
    Алексей 75 нравится это.
  5. Игорь пещерный
    Оффлайн

    Игорь пещерный Модератор

    Регистрация:
    21 мар 2015
    Сообщения:
    574
    Симпатии:
    204
    Баллы:
    43
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Отделка квартир
    Адрес:
    Красноярск
    Почему свою пещеру я назвал Радость?

    Над окном избы я повесил ламинированный лист с объяснением названия:

    Слово “радость” – одно из ключевых, то есть постоянно повторяющихся в Евангелии. “Я возвещаю вам великую радость”, – восклицает ангел в начале Евангелия от Луки, сообщая пастухам, что в Вифлееме родился Христос. О радости, которая бывает на небесах, когда грешник ощущает необходимость покаяться и стать другим, рассказывает ученикам сам Христос.

    В Прощальной беседе с апостолами не больше чем за час до того, как Он будет взят под стражу, утешая учеников, чувствующих, что приближается что-то страшное, Христос говорит: “Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час её; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас” (Ин.16:21-22). “Радуйтесь”, – говорит воскресший Христос женам-мироносицам, пришедшим к гробнице с благовониями, чтобы помазать ими тело Иисусово. “Всегда радуйтесь”, – наставляет своих собеседников апостол Павел. С радостью теснейшим образом связана и главная из христианских добродетелей – любовь.
     
    Алексей 75 нравится это.
  6. Игорь пещерный
    Оффлайн

    Игорь пещерный Модератор

    Регистрация:
    21 мар 2015
    Сообщения:
    574
    Симпатии:
    204
    Баллы:
    43
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Отделка квартир
    Адрес:
    Красноярск
    Откопанные в пещере кости отношу своему знакомому палеонтологу Н.Д.Оводову. Он говорит, что самых старым зверушкам 10 тысяч лет.

    Вот его определение костей:

    Местонахождение: пещера Радость, Торгашинский хребет
    Коллектор: Игорь Орловский
    Время сбора: 2013 – 2014 гг. + 2015 г.
    Геологический возраст: голоцен
    Материал:


    Заяц (Lepus timidus)
    Нижняя челюсть -2 нижние челюсти (взрослого и подростка) + 1
    Плечо – 2 обл. + 2
    Луч – 1 + 1
    Таз – 1 + 1
    Бедро – 1 обл. + 1
    Голень – 3 (1 обл. сохранил след прокола когтём филина, или неясыти)
    Метаподий – 1 + 1

    Суслик (Citellus cf. undulatus)
    Бедро – 1 правое

    + Сурок ( Marmota baibacina)

    +Резец – 1 верхний

    Белка обыкновенная (Sciurus vulgaris)
    Бедро – 1 обл.

    Белка-летяга (Pteromys volans)
    Плечо – 1

    + Серая полёвка (Microtus sp.)

    +Череп – 1 (без зубов)

    Водяная полёвка (Arvicola terrestris)
    Бедро – 2 (1 особь)

    Хомяк обыкновенный (Cricetus cricetus)
    Таз - 2
    Бедро - 1 (левое)

    Волк (Canis sp.)
    Большая берцовая – 2 обл.

    + Малая берцовая – 1 обл.
    Метатарз (2-ой палец левой задней конечности) - 1
    длина – 84,8 мм
    ширина верхнего эпифиза – 12 мм
    ширина диафиза – 5,3 мм
    ширина нижнего эпифиза – 10,3 мм
    ширина в надсуставных буграх – 11,1 мм
    передне-задний диаметр верхнего эпифиза – 9,3 мм
    -«- -«- -«- диафиза – 6 мм
    -«- -«- -«- нижнего эпифиза – 10,5 мм

    + Метаподий – 1

    + Лисица (Vulpes vulpes)

    + Метаподий - 1

    Барсук (Meles akuma)

    Череп - 3 + 1
    + Клык - 2

    Нижняя челюсть– 1 (правая) + 1
    Лопатка – 1 + 1
    Плечо – 2
    Луч – 1
    + 2
    Локоть – 1 + 2
    Таз – 1 обл. + 2
    Бедро – 1 + 4
    Голень – 1 + 3
    Астрагал – 1

    + Пятка - 2

    Хорь светлый (Putorius eversmanni)

    Череп – 1
    Нижняя челюсть – 1 левая
    Эпистрофкй - 1


    Медведь бурый (Ursus arctos)

    Черепная крышка – 1
    Моляр первый верхний правой стороны – 1

    + Изолированные коренные зубы - 4
    Нижняя челюсть – 1 (медвежонок)
    + Ребро – 1 обломок
    + Метаподий – 1 взрослого зверя

    Пятка - 1

    Рысь (Lynx lynx)

    Предкоренной зуб второй нижний ( длина/ширина коронки в мм – 12,7/5,9).
    + Нижняя челюсть – 1dex с полным (кроме резцов) рядом зубов
    + I фаланга - 1


    Косуля (Capreolus capreolus)

    Трубчатые и плоские кости – 77 + 37

    Кабарга (Moschus moschiferus)

    Нижняя челюсть – 1 dex

    Марал (Cervus elaphus)

    + Резец – 1
    + Лопатка 1 (проксимальная часть)
    + Плечо – 1 дистальная половина. Погрызы

    Запястная – 1

    Лошадь (Equus caballus)
    Верхнекоренной зуб – 1 молочный + 2

    Крупное копытное – Лось? Лошадь?
    Первый шейный позвонок повреждённый
    Ребро – 1 обл.


    Неопределимые обломки
    32 экз.

    Определил Н.Оводов


    ПТИЦЫ (определение Н.В. Мартыновича)

    Глухарь – 3 кости / 2 особи (самец и самка)
    Тетерев - 5 / 1

    Кряква (?) – 1 / 1 (бедро)
    Неясыть уральская – 1 / 1
    Коростель – 1 / 1

    + 17 костей
     
    Алексей 75 нравится это.
  7. Игорь пещерный
    Оффлайн

    Игорь пещерный Модератор

    Регистрация:
    21 мар 2015
    Сообщения:
    574
    Симпатии:
    204
    Баллы:
    43
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Отделка квартир
    Адрес:
    Красноярск
    Рукомойник перед избой:
    [​IMG]
     
  8. Игорь пещерный
    Оффлайн

    Игорь пещерный Модератор

    Регистрация:
    21 мар 2015
    Сообщения:
    574
    Симпатии:
    204
    Баллы:
    43
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Отделка квартир
    Адрес:
    Красноярск
    Сбегаю в Радость когда на субботу-воскресенье, когда на неделю.

    Богослужение совершаю на современном русском языке, придерживаясь православного устава. Псалтырь использую в переводе Бируковых. Октоих использую в переводе Ивана Ловягина. Хороший перевод Минеи мне не известен. За основу взял перевод Минеи иеромонаха Амвросия Тимрота и переделываю его - такое впечатление, что Тимрот плохо знает русский язык, такие у него встречаются словообороты.

    Чувствую, сейчас какой-нибудь ревностный прихожанин РПЦ спросит, а имею ли я благословение священника на такое богослужение. Отвечаю: именно так мы и молимся вместе с иеромонахом Александром. Раньше он принадлежал к РПЦЗ, сейчас, после крушения РПЦЗ, остался один. Наш епископ ушёл в РПЦ. У главы РПЦЗ(А) много неразумия.

    По совету вышеназванного иеромонаха Александра пробую улучшать перевод Ивана Ловягина.

    Теперь о том, почему я молюсь на современно русском языке.
     
    Алексей 75 нравится это.
  9. Игорь пещерный
    Оффлайн

    Игорь пещерный Модератор

    Регистрация:
    21 мар 2015
    Сообщения:
    574
    Симпатии:
    204
    Баллы:
    43
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Отделка квартир
    Адрес:
    Красноярск
    Известный французский писатель-романист Франсуа Мориак (1885-1970), бывший глубоко верующим человеком и оставивший несколько книг о своей вере, написал: “У молитвы есть свой собственный язык, который надо найти каждому из нас самостоятельно. При этом молитвы, предлагаемые церковью, должны быть не более чем отправной точкой или взлётной полосой”. /Цит. по: Чистяков Георгий. “Господу помолимся”. Размышления о церковной поэзии и молитвах. М., 2001, стр. 100./

    Зайдём в первый попавшийся православный храм и посмотрим на “взлётную полосу”. Прислушаемся, как церковный чтец читает Часослов или Октоих: “Тра-та-та, тра-та-та, вышла кошка за кота…” – именно так назвал чтение в храмах профессор богословия А.И.Осипов на одной из своих лекций. А как следует молиться истинному Богу? Чему нас учит Священное Писание?

    Апостол Павел: «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке». /1 Кор. 14: 19./

    Апостол Павел: «Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу». /1 Кор. 14: 27 – 28./

    Итак, надо понимать каждое слово, произносимое церковным чтецом. И молиться вместе со чтецом произносимыми им словами. Только в этом случае возможен разбег на “взлётной полосе”.

    Преподобный Феогност изрёк: «Ничего нет лучше чистой молитвы. … Доброту же её составляет держание внимания ума в том, что произносится языком, и помышляется при сем умом». /Добротолюбие. М., “Паломник”. 2003. т. 3, стр. 416. (Прп. Феогност, гл. 5)./

    Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Основываясь на словах апостола, который говорит: “воспою духом и воспою умом” (1 Кор. 14, 15), они [египетские монахи] почитают важным не то, чтобы прочитать много стихов, но то, чтобы понять содержание их. Посему говорят, что полезнее пропеть с разумною раздельностию 10 стихов, нежели весь псалом со смятением, которое иногда происходит от поспешности произносящего, когда он заботится не о том, чтобы внушить слушающим раздельное понятие, но о скорейшем окончании богослужения». /Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный. Писания. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, РФМ, 1993 (репринт с изд.: М., 1892), стр. 18 (книга 2, гл. 11)./

    Преподобный Симеон Новый Богослов: «Те, которые молятся Богу, а между тем сами не знают, о чём просят, не бывают услышаны». /Прп. Симеон Н.Б. Творения. Изд. Троице Сергиевой Лавры, 1993, т. I, с.141./

    Свт. Игнатий Брянчанинов: «Святые отцы совершали молитвенное чтение псалмов и прочих молитвословий с такою неспешностью, необходимою для внимания и для заключения ума в слова молитвы, что они это чтение назвали псалмопением. Псалмопение – отнюдь не пение по гласам или по нотам, но крайне неспешное чтение, протяжностью своею подходящее к пению». /Свт. Игнатий. Приношение современному монашеству. М., “Лепта”, 2002, стр. 155./

    Свт. Игнатий Брянчанинов: «Особенно способствует сохранению внимания во время молитвы весьма неспешное произнесение слов молитвы. Произноси слова не спеша, чтоб ум мог с большим удобством сохранить заключение своё в словах молитвы, чтоб он не ускользал ни из одного слова её. Произноси слова несколько вслух, когда ты молишься наедине, и это способствует сохранению внимания. Внимательной молитве с особенною удобностию можно и должно приучаться при совершении келейного правила». /Свт. Игнатий. Приношение современному монашеству. М., «Лепта», 2002, стр. 144./

    Свт. Игнатий Брянчанинов: «Надо заметить, что преподобные иноки и все желавшие преуспеть в молитве отнюдь не занимались или весьма мало занимались собственно пением, а под именем псалмопения, о котором упоминается в житиях и писаниях их, должно разуметь крайне неспешное, протяжное чтение псалмов и других молитв. Протяжное чтение необходимо для сохранения строгого внимания и избежания рассеянности». /Свт. Игнатий. Аскетические опыты. Том 2. М., «Лепта», 2001, с. 311-312./

    Свт. Игнатий Брянчанинов: «Я вам передал лично, как читать, по обычаю внимательных, утренние и вечерние молитвы и акафист Сладчайшему Иисусу, то есть неспешно, очень неспешно, даже протяжно, не стремясь к тому, чтоб прочитать за один раз весь акафист или всё собрание вечерних и утренних молитв, но заботясь о том, чтоб читаемый вами известный отдел этих молитвословий был прочитан со вниманием, как во уши Господа Бога, а не на воздух». /Свт. Игнатий. Аскетическая проповедь. Письма к мирянам. М., «Лепта», 2002, с. 931./

    Свт. Игнатий Брянчанинов: «При внимании ума молитве внимает ей и сердце, выражая и доказывая внимание своё чувством покаяния. Для удобнейшего достижения в состоянии внимания святые отцы советуют молиться неспешно, как бы заключая ум в слова молитвы, чтоб ни одно слово не ускользнуло от внимания. Ускользнувшее слово – потерянное слово! Ускользнувшая молитва от внимания – потерянная молитва!». /Свт. Игнатий. Аскетическая проповедь. Письма к мирянам. М., «Лепта», 2002, с. 590./

    Свт. Игнатий Брянчанинов: «Хочешь ли научиться отгонять скоро и с силою помыслы, насеваемые общим врагом человечества? Отгоняй их, когда ты один в келлии, гласною внимательною молитвою, произнося слова её неспешно, с умилением». /Свт. Игнатий. Аскетические опыты. Том 2. М., «Лепта», 2001, с. 309-310./

    О подвижнике благочестия сталинского времени игумене Никоне (Воробьёве): «Очень не любил батюшка [игумен Никон], когда требы исполнялись спешно, неразборчиво, как-нибудь. Он говорил, что лучше уж меньше прочитали бы, но со смирением, благоговением и чётко, нежели кощунствовали над словами молитв и словом Божиим. Псаломщицы, как правило, обижались на него за это и возмущались». /Игумен Никон (Воробьёв). Нам оставлено покаяние. Письма. М., Приход храма Святаго Духа сошествия, 2005, с.39./
     
    товарищ Сухов нравится это.
  10. Игорь пещерный
    Оффлайн

    Игорь пещерный Модератор

    Регистрация:
    21 мар 2015
    Сообщения:
    574
    Симпатии:
    204
    Баллы:
    43
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Отделка квартир
    Адрес:
    Красноярск
    Неужели православные священнослужители не читали Послания апостола Павла и святоотеческую литературу? Священное Писание читается на каждом богослужении, а духовная литература продаётся в храмах. Как священники читают Евангелие? Низким раскатистым голосом нараспев. Слушателям мало что понятно. Кто придумал читать таким странным способом? Древнегреческие ораторы. В их времена микрофонов не было, поэтому пришлось изобрести способ произнесения речи перед многотысячной толпой – низким раскатистым голосом нараспев. При таком способе речь получается наиболее громкой и внятной. Однако в маленьком помещении этот ораторский способ речи выходит абсолютно не внятный – акустика не та. Встаёт вопрос: Евангелие читается для назидания людей или для чего?

    Что нам говорит здравый смысл? Имеешь что сказать – скажи и будь понятым. Хочешь сказать, но имеешь проблемы с речью – поработай с логопедом, если ты по-прежнему хочешь, чтоб тебя поняли. Если не хочешь – ну тогда шифруйся и дальше.

    Помню, например, как на заре своего воцерковления я бился над смыслом фразы: “Странна муки всякия покажи мя, и всех Владыку умоли” (из утренней Богородичной молитвы). Пошёл в церковь, поинтересовался у одного молодого священника, что бы значило это таинственное речение. Тот задумался секунд на пятнадцать, после чего выдал “изумительный” (выводящий из ума) ответ: “Это, наверно, означает, что мы просим Богородицу о том, чтобы Она показала нам всякие адские муки и потом от них избавила”. Вернувшись домой, залез в недавно купленный словарь церковно-славянского языка. И обнаружил, что слово “странный” имеет значение “устранённый”. Кроме того, в словаре была ссылка именно на эту фразу из утренней молитвы, ради которой я полез в словарь. Итак, по-русски: “Яви меня непричастным всякой муке и всех Владыку умоли”.

    Интересно, по какой литературе рядовой прихожанин сможет изучить славянский язык? Популярных учебников просто нет. Ладно у меня семь пядей во лбу – мне не составило особого труда порыться в недрах Красноярской краевой научной библиотеки и выудить оттуда грамматику церковно-славянского языка иеромонаха Алипия Гамановича, написанную научным языком. И найти на церковной витрине словарь церковнославянского языка протоиерея Григория Дьяченко на 30 тысяч слов. Разобрался с богослужебным языком. И понял, что надо бы выучить и греческий – читая Октоих, в каждом тропаре спотыкаешься о грецецизмы – греческие обороты речи. Последний перевод Октоиха был сделан при патриархе Никоне наспех, кое-как, и получился не перевод, а подстрочник перевода. Долго-долго приходится думать, почему в тексте неправильно употребляются падежи, и что вообще данное выражение означает. Получается не молитва к Богу, а урок языкознания.

    Что мешает вести богослужение на нормальном русском языке?
     
  11. Игорь пещерный
    Оффлайн

    Игорь пещерный Модератор

    Регистрация:
    21 мар 2015
    Сообщения:
    574
    Симпатии:
    204
    Баллы:
    43
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Отделка квартир
    Адрес:
    Красноярск
    В наше время многие люди считают, что богослужебные тексты – это законченные книги, не терпящие никакого изменения с силу их святости. Так ли это понимали наши предки?

    Прибыли к славянам Кирилл и Мефодий с миссионерской целью, вследствие которой древние русичи обрели Новый Завет и ряд богослужебных книг на славянском языке. Сразу же после этого началась доработка богослужебных книг. Во-первых, потому, что сам перевод Кирилла был несовершенен. Во-вторых, потому, что русская словесность развивалась. В-третьих, по той причине, что сам язык со временем изменялся. Шёл стихийный переводческий процесс, творения греческих песнописцев уяснялись и доводились до русского слуха. В результате к моменту появления на Руси книгопечатания в употреблении было множество вариантов богослужебных книг.

    Когда диакон Иван Фёдоров начал книгопечатание, встал вопрос, по какому образцу печатать богослужебную литературу? Поэтому в начале 17 столетия была проделана огромная работа по сравнению между собой всех существующих переводов – книжные справщики выявляли недостатки разных версий, исправляли ошибки, в некоторых случаях обращались к первоисточникам. Наконец, при патриархе Иосифе сложился один вариант, который сочли наиболее правильным. Именно его стали тиражировать. Но недовольство переводом не прекратилось – кто-то на что-то указывал, находя ошибки и в этих текстах. Книжные справщики продолжили свою работу по созданию идеального перевода. Наконец, при патриархе Никоне делается новый перевод богослужебной литературы с греческого текста. И на этом 700-летний процесс исправления книг формально прекращается. В 21 веке мы имеем по сути те же самые Служебник, Часослов, Октоих, Триоди, Минеи, что и при патриархе Никоне (кроме служб новопрославленным святым). Книгопечатание остановило стихийную книжную справу.

    Однако никоновский перевод получился ещё хуже предыдущего. Многие каноны Октоиха, например, представляли собой не перевод, а подстрочник перевода. Сохранён греческий порядок слов. Нередко падежи употребляются неправильно – так, как этого требует греческая грамматика. Здравый смысл требовал взяться за новую справу уже в конце 17 века. Но заняться этим было уже некому.

    Только в 19 веке этот вопрос поднимается вновь. Свт. Феофан Затворник: «Наши богослужебные песнопения все назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская, и всё нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения. Внимающий им может обойтись без всяких других учительных христианских книг. А между тем большая часть из сих песнопений совсем непонятна. А это лишает наши церковные книги плода, который они могли бы производить, и не даёт им послужить тем целям, для коих они назначены и имеются. Вследствие сего, новый перевод церковных книг богослужебных неотложно необходим… Необходим упрощённый и уяснённый перевод богослужебных книг… Необходим новый славянский перевод». /Цит. по: Свт. Афанасий Сахаров. Молитвословия за трапезой. М. 1998, стр. 27./

    Преподаватель семинарии Иван Ловягин переводит воскресную службу Октоиха на современный русский язык для пояснения славянского текста.

    Выходят переводы на русский язык некоторых основных молитв.

    На соборе РПЦ 1917-18 гг. председатель Отдела о богослужении, проповедничестве и храме архиепископ Евлогий (Георгиевский) поднял вопрос об исправлении церковно-богослужебного текста, а также о приближении его к нашей родной речи, о возможности перевода священно-богослужебных книг на русский язык и т.д.

    Участник этого собора свт. Афанасий Сахаров пишет: «С давних пор я начал марать мои минеи и другие богослужебные книги, исправляя старый славянский текст. Исправление богослужебных книг я считаю неотложным делом… И все мои запачканные книги я хотел бы отдать… в родную академию, – разумеется после смерти». /Свт. Афанасий Сахаров. Молитвословия за трапезой. М., 1998, стр. 28./

    В наши дни издан перевод на русский язык Вечерни, Утрени и Литургии св. Иоанна Златоуста:

    – Православное богослужение. Свято-Филаретовская Московская высшая православно-христианская школа, М., 2002.

    – Православное богослужение. Свято-Филаретовский православно-христианский институт, М., 2009. (По благословению архиеп. Тульчинского и Брацлавского Ионафана).

    Издан Воскресный Октоих в переводе Ивана Ловягина:

    – М., 1995 – репринт с изд.: Воскресная служба Октоиха на славянском и русском языках. Перевод Ивана Ловягина. СПб., Синодальная типография, 1892.

    Иеромонах Амвросий (Тимрот) перевёл многие богослужебные книги (воскресный Октоих, Триодь, основные праздники из Минеи) и опубликовал их вот здесь: http://azbyka.ru/bogosluzhenie/ К сожалению, перевод о.Амвросия маловразумительный – такое впечатление, что он плохо знает русский язык. Я в своей молитве пользуюсь Минеей в переводе о.Амвросия, но перерабатываю текст – изменяю неправильные с точки зрения русского языка обороты речи.

    Теперь стихийный процесс совершенствования перевода может и должен быть возобновлён. И в итоге явлен русский литургический язык. Благо, в наши дни мы уже не зависим от книгопечатания – интернет даёт нам новые возможности.
     
  12. Игорь пещерный
    Оффлайн

    Игорь пещерный Модератор

    Регистрация:
    21 мар 2015
    Сообщения:
    574
    Симпатии:
    204
    Баллы:
    43
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Отделка квартир
    Адрес:
    Красноярск
    Один православный священник привёл такой аргумент в защиту славянского богослужебного языка: в ветхозаветной церкви богослужение шло на иврите, который и в дни Моисея, и в дни Иисуса Христа был тот же. Верно он сказал. Но вспомним, что же произошло в День Сошествия Святаго Духа на апостолов: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились» (Деян. 2: 3–8). Этот день – День Пятидесятницы – считается днём рождения Новозаветной Церкви. Вывод: ПРИЗЫВАЮЩИЙ МОЛИТЬСЯ НА НЕПОНЯТНОМ ЯЗЫКЕ ЖИВЁТ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ, А НА ПОНЯТНОМ – В НОВОМ ЗАВЕТЕ.

    Ещё любители церковнославянского языка уверяют, будто бы он красивее и выразительнее русского: “Славянский – стиль барокко, а русский – стиль барака”. Отвечаю: а “Пророк” Пушкина написан на каком языке? На русском. Возвышенным стилем с обилием архаизмов, но на русском. И совершенно понятен, в отличие от бесконечных греческих оборотов Октоиха на церковнославянском. Подумать только – падежи в Октоихе стоят так, как в греческом оригинале, а не как того требует нормальный славянский язык! Текст Октоиха – это не перевод, а подстрочник. Добросовестно составленный подстрочник, ожидающий талантливого переводчика.

    Интересно, как пятидесятники научили меня молиться в православном храме. Они туда время от времени заходят и молятся, как у них принято, каждый своими словами. Прекрасный совет, спаси их, Господи! Пятидесятникам абсолютно всё равно, что и как читают православные священнослужители и чтецы, поскольку их пасторы молятся на смеси всех языков мира и сами совершенно не понимают, что же они говорят. Так что способ молитвы пятидесятников, мусульман и современного православного духовенства очень схож: ничего понимать не нужно – важно с умным “молитвенным” выражением лица говорить (бормотать, возглашать, петь) что-нибудь непонятное и всё.

    Ещё можно добавить, что в богослужение РПЦ постепенно входит целый ряд вещей, отвлекающих человека от молитвы: шарики-бубенчики на кадиле, громовые возгласы хора, священнослужители с фото и видеотехникой (я, например, не могу молиться, если меня снимают). Пройдёт ещё лет …дцать, и богослужение превратится в развлекательное шоу.

    Однажды мне довелось наблюдать следующее. Во время каждой православной литургии хор поёт “Херувимскую песнь”. Там есть слова: “Всякое ныне житейское отложим попечение”. И вот в одном храме, когда запели эти самые слова, от хора отделился некий человек в подряснике и принялся снимать на фотоаппарат видео: молящихся в храме, священника в алтаре. Своим действием он как бы говорил: “Хрен вам! Не отложу житейские попечения, а утону в них!” Отсняв фрагмент на две-три минуты, он, как ни в чём не бывало, снова взошёл на клирос и присоединился к хору. И никто на его бесчиние в храме никак не прореагировал.
     
  13. Игорь пещерный
    Оффлайн

    Игорь пещерный Модератор

    Регистрация:
    21 мар 2015
    Сообщения:
    574
    Симпатии:
    204
    Баллы:
    43
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Отделка квартир
    Адрес:
    Красноярск
    СВЯТЫЕ ОТЦЫ О МОЛИТВЕ

    Свт. Феофан Затворник: «Стань пред иконами, перекрестись, поклонись и начинай обычное молитвословие. Читай неспешно, вникай во всякое слово; мысль всякого слова доводи до сердца, сопровождая это поклонами с крестом. В этом все дело приятного Богу и плодоносного чтения молитвы. Внимай во всякое слово и мысль слова доводи до сердца, иначе: понимай, что читаешь, и понятое чувствуй. Читаешь: «очисти мя от всякия скверны», – восчувствуй скверну свою, возжелай чистоты и с полною надеждою проси ее у Господа. Читаешь: «да будет воля Твоя», – и в сердце своем совершенно предай участь твою Господу, с полною готовностию благодушно встретить все, что Господь пошлет тебе. Читаешь: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим», – и в душе своей всем прости все, и, таким образом, проси себе прощения у Господа. Если, так будешь действовать при всяком стихе молитвы твоей, то у тебя будет надлежащее молитвословие. А чтобы тебе успешнее совершать его именно таким образом, вот что нужно сделать:

    1) имей у себя известное молитвенное правило – небольшое, чтобы при своих обычных делах ты мог исполнять его неспешно;

    2) в свободное время вчитывайся в молитвы твоего правила, пойми каждое слово молитвы и прочувствуй его, чтобы наперед знать, что при каком слове у тебя должно быть на душе и в сердце, дабы во время молитвословия легко тебе было понимать и чувствовать;

    3) если твоя летучая мысль во время молитвы будет отбегать на другие предметы, напрягайся сохранять внимание и возвращай мысль свою к предмету молитвы; опять отбегает – опять возврати; повторяй чтение, пока каждое слово молитвы не прочтешь с понятием и чувством. Этим отучишь мысль свою от рассеянности в молитве;

    4) если же какое слово молитвы сильно подействует на душу, остановись на нем и не читай далее, стой на этом месте вниманием и чувством, напитай им душу свою, или теми помыслами, которые оно будет производить, не разоряй этого состояния, пока оно не пройдет само – это знак, что дух молитвы у тебя начинает внедряться, а состояние это – самое надежное средство к воспитанию и укреплению в нас молитвенного духа». /Свт. Феофан Затворник. Наставления в духовной жизни. Издательский отдел Московского Патриархата,1994, с. 86./
     
  14. Игорь пещерный
    Оффлайн

    Игорь пещерный Модератор

    Регистрация:
    21 мар 2015
    Сообщения:
    574
    Симпатии:
    204
    Баллы:
    43
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Отделка квартир
    Адрес:
    Красноярск
    Преподобный Исаак Сирин: «Если, когда отправляешь службу, помысл заговорит в тебе и станет тебе нашёптывать: “поспеши несколько, ибо дела у тебя много; скорее освободишься”, ты не приобщайся к сему помыслу. А если сильнее будет беспокоить тебя этим, то воротись тотчас назад на одну славу, или на сколько хочешь, и каждый стих, заключающий в себе вид молитвы, с размышлением повторяй многократно». /Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1993, стр. 231 (Слово 52)./

    Из жития преподобного Александра, первоначальника обители Неусыпающих: «Более всего желал он [прп. Александр] проникнуть в разумение псалмов Давидовых, желал уразуметь силу каждого стиха в псалмах. В случае недоумений спрашивал он опытных о непонятном и усердно молился Богу, да просветит его разум к пониманию божественных Писаний». /Жития святых святителя Димитрия Ростовского. М., “Терра”, 1998, (3 июля)./

    Свт. Игнатий Брянчанинов: «Читающий псалмы и суточное последование, то есть вечерню, утреню и часы, должен заблаговременно приготовиться и приискать тропари и кондаки дня, чтоб во время чтения в церкви не ошибаться, не производить остановки в молитвословии приискиванием тропарей и кондаков. Чтец должен стоять прямо, иметь руки опущенными, читать и неспешно, и непротяжно, произносить слова отчётливо, внятно. Читать должно просто, с благоговением, в один тон, без излияния своих чувствований переливами и изменениями голоса. Предоставим святым молитвословиям действовать собственным их духовным достоинством на слушателей. Желание преподать предстоящим свои чувствования есть знак самомнения и гордости». /Свт. Игнатий. Приношение современному монашеству. М., «Лепта», 2002, стр. 18./

    Св. Иоанн Кронштадтский: «Можно ли молиться с поспешностью, не вредя своей молитве? Можно тем, которые научились внутренней молитве чистым сердцем. В молитве надобно, чтобы сердце искренно желало того, чего просит; чувствовало истину того, о чём говорит, – а чистое сердце имеет это как бы в природе своей. Потому оно может молиться и с поспешностью и в то же время богоугодно, так как поспешность не вредит истине (искренности) молитвы. Но не стяжавшим сердечной молитвы надо молиться неспешно, ожидая соответствующего отголоска в сердце своём каждого слова молитвы. А это не всегда скоро даётся человеку, не привыкшему к молитвенному созерцанию. Поэтому редкое произношение слов молитвы для таких людей должно быть положено за непременное правило. Ожидай, пока каждое слово отдастся в сердце свойственным ему отголоском». /Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. М., 2005, с. 25./

    Св. Иоанн Кронштадтский: «Наружная молитва нередко исполняется за счёт внутренней, а внутренняя – за счёт наружной, т.е. если я молюсь устами или читаю, то многие слова не ложатся на сердце, я двоюсь, лицемерю; устами выговариваю одно, а на сердце – другое; уста говорят истину, а сердечное расположение не согласуется со словами молитвы. А если я молюсь внутренне, сердцем, то, не обращая внимания на выговаривание слов, я сосредоточиваю его на содержании, на силе их, приучая сердце постепенно к истине, и вхожу в то самое расположение духа, в каком написаны молитвенные слова, а таким образом приучаюсь мало-помалу молиться духом и истиной, по словам вечной Истины: “иже кланяется Богу, духом и истиною достоит кланятися” (Ин. 4, 24). Когда человек молится наружно вслух, тогда ему не всегда можно уследить за всеми движениями сердечными, которые слишком быстры, так что ему по необходимости надо заняться выговором, внешней формой слова. Таким образом, у многих причётников, бегло читающих, образуется совершенно ложная молитва: устами они как будто молятся, по всему зришь их аки благочестивых, а сердце спит и не знает, что уста говорят. Это происходит оттого, что они торопятся и не размышляют сердцем о том, что говорят. Надо молиться о них, как они для нас молятся; нужно молиться, чтобы их слова доходили до сердца их и дышали его теплотой. Они для нас молятся словами святых людей, а мы о них». /Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. М., 2005, с. 78./

    Св. Иоанн Кронштадтский: «Кто поспешно, без сердечного понимания и сочувствия, читает молитвы, побеждаемый своей ленивой и сонной плотью, тот служит не Богу, а плоти своей, самолюбию своему, и ругается Господу своим невниманием, безучастием своего сердца в молитве: “ибо Бог есть Дух: и покланяющиеся Богу, должны покланятися Ему в духе и истине” (см. Ин. 4, 24) – нелицемерно. Как бы не ленива и не расслаблена была твоя плоть, как бы ни клонила она тебя ко сну, преодолей себя, не пощади себя для Бога, отвергнись себя, да будет дар твой для Господа совершен, дай Богу твоё сердце». /Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. М., 2005, с. 79./

    Св. Иоанн Кронштадтский: «При молитве держись того правила, что лучше сказать пять слов от сердца, нежели тьмы слов языком. Когда замечаешь, что сердце твоё хладно и молится неохотно, – остановись, согрей своё сердце каким-нибудь живым представлением (например, своего окаянства, своей духовной бедноты, нищеты и слепоты) или представлением великих ежеминутных благодеяний Божиих к тебе и к роду человеческому, особенно же к христианам, – и потом молись не торопясь, с тёплым чувством; если и не успеешь прочитать всех молитв ко времени, беды нет, а пользы от тёплой и неспешной молитвы получишь несравненно больше, чем если бы ты прочитал все молитвы, но спешно, без сочувствия. “Хощу пять словес умом моим глаголати, нежели тьмы словес языком” (1 Кор. 14, 19). Но очень хорошо, разумеется, было бы, если бы мы могли с должным сочувствием сказать на молитве и тьмы словес. Господь не оставляет трудящихся для Него и долго предстоящих Ему, в нюже меру они мерят, возмеривает и Он и, соответственно обилию истинных слов их молитвы посылает в душу их обилие духовного света, теплоты духовной, мира и радости. Хорошо продолжительно и непрестанно молиться, но “не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть; могий вместити да вместит” (Мф. 19, 11–12). Не могущим вмещать продолжительной молитвы лучше творить молитвы краткие, но с горячей душою». /Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. М., 2005, с. 120-121./

    Св. Иоанн Кронштадтский: «Когда совершаешь молитву, правило, особенно по книге, не спеши от слова к слову, не прочувствовавши его истины, не положивши его на сердце, но сделай и постоянно делай себе труд чувствовать сердцем истину того, что говоришь; сердце твое будет противиться этому — иногда леностью и окамененным нечувствием к тому, что читаешь, иногда — сомнением и неверием, каким-то внутренним огнем и теснотою, иногда — рассеянностью и уклонением к каким-либо земным предметам и попечениям, иногда — припамятованием обиды от ближнего и чувством мщения и ненависти к нему, иногда — представлением удовольствий света или представлением удовольствия от чтения романов и вообще светских книг. Не будь самолюбив, побеждай сердце свое, дай его Богу в жертву благоприятную: “даждь Ми, сыне, твое сердце” (Притч. 23, 26), — и твоя молитва сроднит, соединит тебя с Богом и со всем небом, и ты исполнишься Духом и плодами Его: правдою, миром и радостью, любовью, кротостью, долготерпением, сердечным умилением. Тебе хочется скоро кончить молитвенное правило, чтобы дать покой утомленному телу? Сердечно помолись, и заснешь самым спокойным, тихим и здоровым сном. Не поторопись же помолиться кое-как: выиграешь на полчаса молитвы целых три часа самого здорового сна. На службу или на работу торопишься? Вставай раньше, не просыпай — и помолись усердно — стяжешь спокойствие, энергию и успех в делах на целый день. Рвется сердце к делам житейской суеты? Преломи его; пусть будет сокровище его не суета земная, а Бог: научи сердце свое более всего прилепляться чрез молитву к Богу, а не к суете мира, да не посрамишься во дни болезни твоей и в час смерти твоей, как богатый суетою мира и нищий верою, надеждою и любовью. Если не будешь так молиться, как я сказал, то не будет преуспеяния жития и веры и разума духовного». /Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. М., 2005, с. 141-142./

    И, как дополнение к святым православной церкви, слова римо-католика XVI века Эразма Роттердамского. В том же духе: «Размышление над одним стихом удовлетворит больше, насытит больше, если ты, разбив скорлупу, извлечёшь зерно, чем когда ты пропоёшь все псалмы до последней буквы». /Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина. СПб., 1992, стр. 14./
     
  15. Вольный
    Оффлайн

    Вольный Интересующийся

    Регистрация:
    13 окт 2015
    Сообщения:
    228
    Симпатии:
    41
    Баллы:
    28
    Пол:
    Мужской
    Там по логике жил медведь)), остальное его закуска..надо было обратить внимание своей ли смертью они умерли, есть ли на них следы других челюстей
     
  16. Игорь пещерный
    Оффлайн

    Игорь пещерный Модератор

    Регистрация:
    21 мар 2015
    Сообщения:
    574
    Симпатии:
    204
    Баллы:
    43
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Отделка квартир
    Адрес:
    Красноярск
    По логике, в древности там останавливались охотники и ели косулю. Потому что многочисленные кости косули не имеют погрызов зубов и расщеплены ножом для извлечения костного мозга. А потом вход в пещеру обвалился. Входа в пещеру не стало. Я заползаю в пещеру через другой узкий вход, через который охотники вряд ли бы стали ползать. До старого, засыпанного входа в пещеру, я изнутри уже докопался.
    Когда в пещере Радость останавливались охотники, толстого слоя земли ещё не было. Под ногами людей была глина. Вход обвалился, в пещеру пришли пищухи-сеноставки и натаскали сена. Многочисленные слоя сена образовали слой земли. Потом пришли барсуки и выкопали в земле барсучьи норы.
    Медведи не зимуют в тех пещерах, где есть сквозняк. А в Радости помимо двух входов (бывшего и нынешнего) имеется и ещё одна щель-отдушина.

    Когда-то здесь был вход в пещеру Радость. Потом вход обвалился, осталась только узкая отдушина, через которую только мыши могут пробраться. Вот как он выглядит теперь:
    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 31 окт 2015
    Вольный нравится это.
  17. Вольный
    Оффлайн

    Вольный Интересующийся

    Регистрация:
    13 окт 2015
    Сообщения:
    228
    Симпатии:
    41
    Баллы:
    28
    Пол:
    Мужской
    Ну теперь понятно от куда столько разных видов животных в одном месте, если извлекали костный мозг то это очень древние останки..
     
  18. Игорь пещерный
    Оффлайн

    Игорь пещерный Модератор

    Регистрация:
    21 мар 2015
    Сообщения:
    574
    Симпатии:
    204
    Баллы:
    43
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Отделка квартир
    Адрес:
    Красноярск
    Съеденные людьми косули не очень древние. А самым древним, как утверждает палеонтолог Оводов, 10 тысяч лет.
    Расщепляют кости и извлекают костный мозг и современные люди, не только древние.
     
  19. Алексей 1981
    Оффлайн

    Алексей 1981 Мимо проходил

    Регистрация:
    11 дек 2015
    Сообщения:
    1
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    1
    Пол:
    Мужской
    Молодец, очень интересно. С тобой можно идти в разведку, но будем надеяться , что не придется.
     

Поделиться этой страницей